Как проверить уроки у старшеклассника? Часть 2, практическая

Неожиданное для самой себя желание попроверять домашнее задание по алгебре у старшего отпрыска (10 класс) и полученный в итоге результат из растерянности и задумчивости в одном флаконе навел на следующие размышления. Наблюдаю не только у себя, в семьях других старшеклассников — та же картина. Родители могут проверить лишь то, что совпадает с написанным в учебнике, но не всегда. Или сами помнят что-то еще со студенческой скамьи (школы). Или если проверяемое совпадает с их профессиональной деятельностью.

Язык изложения материала стал сложнее, больше используется научных терминов. Задания непривычны или трудны. «Посчитайте простые предложения в сложном». И далее текст-цитата из Лермонтова мелким шрифтом на полторы страницы учебника (21 простое предложение в итоге). О заданиях по генетике в 9 классе отдельно писать надо.

Можно посмотреть или спросить — делает или нет уроки ваш отпрыск. Уточнить, что задавали. Как правило, если ребенок делал уроки, он знает не только то, что задано, но и чуть подробнее. Т. е. не только номер параграфа или страницы, но и то, что там должно было быть написано. Это, кстати, самый простой способ проверки домашки.

Можно заглянуть в дневник. Хотя это тоже не метод. Существует целая система отговорок, почему не записано или где записано домашнее задание (на листочке, в тетрадке, Маша-Коля прислали на электронку, в телефоне).

Далее, если стало интересно или принципиально по какому-то предмету — найти изучаемое в учебнике и пережить собственные эмоции по поводу количества страниц на параграф (особенно этим история славится) или того, каким трудночитаемым языком все написано (учебники по биологии!). Далее, поняв что к чему и разобравшись в материале, можно говорить с ребенком. Если хоть что-то сделано, тот не растеряется и что-нибудь, да наговорит.

Чем дальше учится сын, тем больше я склоняюсь к мысли, что проверять приготовление уроков в старших классах так, как это делалось в начальной школе, т. е. понимая материал до конца и сходу находя нужное решение, практически невозможно. Или бесконечно трудно. Но делать это нужно — иногда и как-то, но нужно! Ведь почему-то же детки не всегда эти уроки делают, а ругают их за это, нас тоже совесть заедает. Вроде, и ребенок не глупый, а что-то не идет, не хочется, не делается.

А если не контролировать и проверять, а просто общаться с ним? Чуть больше, чем нам иногда самим интересно. Потому как половину ты все равно уже не понимаешь. Простые вопросы, которые в начальной школе естественны, в старших классах оказываются просто спасением. Что проходили, что было интересно, большое ли задание, все ли тебе было понятно, что непонятно, где это можно посмотреть, кроме учебника, а как ребята сделали, как будешь ты это делать и станешь ли делать вообще.

И самое главное — я могу тебе чем-то помочь? Если ребенок осознает, что есть кусок, который он не может сделать (или не хочет, не суть важно), и ему готовы помочь, пусть даже просто морально — ему будет легче, быстрее, интереснее делать эти самые уроки. Да и родители будут в курсе событий.

Однажды у меня ребенок сдался и попросил — как когда-то во втором классе, когда мы с ним всей семьей по очереди (нервы!) учили отрывок из «Руслана и Людмилы» — посидеть с ним и поучить литературу. Задали наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?». Жуть, честно. Много, трудно, потрясающе красиво и умно, но очень тяжело для запоминания. Разговаривали, вслух читали. Потому как ребенок уперся — надо, хочу выучить, а не получается. Помог, кстати, Олег Меньшиков. Нашли в Интернете его исполнение этого монолога. Ребенок «завелся» и… выучил.

Программы в старших классах стали настолько сложны, особенно по профильным предметам, что просто требовать от детей послушного каждодневного выполнения домашних заданий невозможно. Они еще и просто жить хотят. А школа с уроками не есть смысл жизни — это, кстати, мнение знакомого директора школы. Тем более что где-то в головах пусто, но в тех же головушках по каким-то другим предметам обязательно густо будет. А сдавать предметы-то надо все, оценки за все ставят.

Помогать надо обязательно. Дети к старшим классам приучают нас к учебной самостоятельности. В остальной жизни ведь взрослость так и лезет, только держите их. Но домашние уроки — это то, в чем им позволительно хотя бы изредка быть не всегда самостоятельными. В начальной школе помогать и проверять — разные вещи. В старших классах это все более и более сливается во что-то единое и очень-очень им нужное.

Не надо контролировать, надо общаться «про уроки». Все само собой придет — и родители будут «в теме», и ребенок не будет чувствовать себя один на один со всем этим, изучаемым. Кажется, что ребенок успокаивается — оказывается, это надо и интересно не только ему одному, а еще кому-то — более того, самым близким людям — родителям.

Мы не можем помочь по всем предметам абсолютно. Но можем уловить надвигающиеся трудности. Помогать тоже можно по-разному — найти что-то в Интернете, в литературе, подключить репетиторов. Если знать, что искать. Или просто посидеть рядом. Ведь это не только ему, ребенку, но и нам надо. Потому как наши дети учатся, не чужие.


15:54 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Шоколадный кекс, Зразы ленивые, "Pane al latte "Fisarmonica""

Вкусные рецепты: Шоколадный кекс, Зразы ленивые, &qu...

Шоколадный кексрастопить масло, добавить сахар, какао и молоко - все довести до кипения. Немного (0,5 стакана) этой смеси отлить для глазури. В охлажденную смесь вбить яйца, добавить муку, ванилин и р...
Образование:

Образование: " Куда нас ведут?"

За последнее десятилетие наша система образования претерпела довольно кардинальные изменения. Во-первых, был принят закон о введении Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), который с 2009 года стал о...
Внучка этих людей

Внучка этих людей

     Девушки, сталкиваясь лбами, изучали газетные объявления. Три издания были уже позади, но везде был сплошной "гербалайф" или "дев. на раб. с хор. данными". Данные у обеих ...
Заимствованные слова – как они могут помочь в изучении английского языка?

Заимствованные слова – как они могут помочь в изучен...

Для начала давайте разберемся, что же такое заимствованное слово и какова его роль в языке. Как можно узнать из толкового словаря, «заимствовать» — значит взять, перенять, ...
Как повстречались Билл и Боб, что из этого вышло? Несколько слов об анонимных алкоголиках

Как повстречались Билл и Боб, что из этого вышло? Не...

— У нас везде есть друзья! Даже в Америке. Достаточно остановить любого человека на Бродвее и спросить: «Где находятся Билл и Боб?» — и вам тут же покажут, ...
Удаление вмятин на авто без покраски

Удаление вмятин на авто без покраски

По статистике, каждый 3-й автомобиль имеет повреждения на кузове, на которых не нарушено лако-красочное покрытие. Это могут быть, как маленькие вмятины, так и достаточно серьезные повреждения. При...
Познавательное

Немного про такси

Cовременному человеку диктует свои законы динамичная жизнь, когда успевать приходится многое. И услу...

Агата Кристи и её «Автобиография». Что мы знаем о

Автобиография Агаты Кристи интереснее прочих её книг. Тому, кто выдержит домостроевские взгляды авт...

Неринга-красавица, или Какой город в Литве самый д

Удивительное по красоте место есть рядом с Клайпедой — Куршская коса (лит. Kurši%...

Электротерапия: виды и принципы лечения

Иногда так бывает, что доктор, помимо таблеток, инъекций, мазей, выписывает пациенту, пришедшему к н...

Оптимизация социально-психологического климата в к

Цель: снижение психологического напряжения, предупреждение синдрома профессионального «выгорания». ...

Искусственная грудь или естественное здоровье?

Пластика женской груди — доходная отрасль современной медицины. Сколько ни пишут о возмож...

Вкусные рецепты: Чак-чак (Тыгли), Пирог заливной с

Чак-чак (Тыгли)Замесить тесто как на пельмени.Дать тесту полежать под салфеткой. Раскатать пласты и ...

Едем в Локет, или Какой замок Чехии побывал и тюрь

Без пробок и особой суеты мы добрались до окраины Карловых Вар, где подобрали нашего сегодняшнего эк...

Геотаргетинг с точки зрения веб-программиста

Таргетинг – это механизм нацеливания одного объекта на другой в соответствии с некоторыми заданными ...

Оценка ущерба после ДТП: этапы оформления документ

Если владелец впервые попал в ДТП, чаще всего он отдает оценку масштабов ДТП в ведение своей страхов...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный список полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.