Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей?

Любой культурный фактор нужно рассматривать в рамках породившей его системы. Вырванный из социально-исторического контекста отдельный фактор легко понять ошибочно. О даосизме нельзя говорить вне социокультурного контекста, в котором он возник. Контекстом этим является конфуцианство, без которого, возможно, не было бы и даосизма.

Даосизм возник в 5−4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике).

Главное отличие конфуцианской и даосской культур — отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого». Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность. Его цель — общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения — благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни. Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию — самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме — выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами. Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности — а потому не воспринимаемые как ограничения. Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности — в том числе и отстраненности от собственных страстей. Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное — культурное», «покой — движение», «добро — зло», «субъект — объект» и т. д. И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать. Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам.

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира.

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром.

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности.

Основная же задача даосских практик — позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас. Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий. Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство — это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это — тоже часть нас). Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса. Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий. Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию». Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры — например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия — совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания.

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной — но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей — культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции. Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.


17:18 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Шторы - 6 модных трендов нынешнего года

Шторы - 6 модных трендов нынешнего года

Мода капризна и изменчива. Но последнее время не так строга, как раньше. Вот и в нынешнем сезоне Французские кутюрье высокой моды предлагают вниманию взыскательной публики шесть основных стилей. Ка...
Полезные советы по выбору домена

Полезные советы по выбору домена

Красивое доменное имя Вашего сайта является одним из основных критериев в продвижении Вашей фирмы в сети Интернет. Так что же необходимо принимать во внимание при выборе названия сайта, который будет ...
Проститутки в CITY_P

Проститутки в CITY_P

CITY_IE путаны издавна славятся своими невероятными умениями в сексе. Только они могут подарить мужчине такое наслаждение, о котором ранее он не мог даже мечтать. Проститутки CITY_R – настоящие мастер...
Вкусные рецепты: Варшавский яблочный пирог, Хлеб из цельнозерновой муки без дрожжей, на быстрой кефирной закваске, с изюмом и кориандром., салат"Людмила".

Вкусные рецепты: Варшавский яблочный пирог, Хлеб из ...

Варшавский яблочный пирогЯблоки почистить и натереть на крупной терке (если яблоки сладкие, полить их соком одного лимона). Посыпать корицей. Я добавила еще немного цедры апельсина (сам апельсин сынул...
Не догадалась

Не догадалась

Юра с Аней обычная пара. Они прожили вместе уже 12 лет. У их подрастали две дочки пяти и четырёх лет. Поженились они, когда Ане было 20, а Юре 26. Роман их развивался быстро, поэтому свадьбу играли по...
Над чьей музыкой дети плачут? Над музыкой Михаила Мееровича!

Над чьей музыкой дети плачут? Над музыкой Михаила Ме...

«Ежика в тумане» детям нужно показывать либо в возрасте 2−3 лет, либо уже после 18. В раннем детстве этот мультфильм завораживает, после совершеннолетия — поражает своей ш...
Стоит прочесть

Идеи для праздника: как устроить дома вернисаж?

Семейное торжество — это всегда праздник для взрослых и детей. Но согласитесь, что многие...

Лечение фобий

Многие люди в наши дни страдают от фобий. Они чувствуют себя обесточенными, это как если бы вы взяли...

Основные этапы раскрутки сайта

Для начала для сайта нужно подобрать хороший контент (то есть информация, которая будет интересовать...

Приобрести ковер в магазине теперь можно по-разном

Человек постоянно созидает, чтобы обеспечить свой быт комфортом, обстроится. Пожалуй, самое красивое...

Стоит ли антибактериальное мыло затраченных на нег

Антибактериальное мыло сейчас очень популярно. Его показывают по телевизору, его можно увидеть чуть&...

Почему матерям нужна помощь по налаживанию грудног

Часто можно услышать слова: «Кормление грудью естественно – зачем же женщинам в этом помогать?». Кон...

Снова сессия

От сессии до сессии живут студенты весело. Но вот наступила эта сессия и началось... Пора готовиться...

В чем плюсы уборки средствами с биглюконат хлоргек

Санитарная обработка – крайне важная процедура в любом общественном учреждении. Особенно стара...

Хотите испить водицы из Словенских ключей? Поезжай

Когда люди впервые слышат о Словенских ключах, то, как правило, думают, что источники расположены гд...

Командообразование - лучший способ найти эффективн

Сегодня, когда многие компании благополучно преодолели этап рыночной адаптации, перед руководством в...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный список полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.