Древнерусское духовное пение. Каким оно было?

Можно сразу впасть в скорбный тон и посетовать на странную ситуацию, которая сложилась в России и не только.

Отечественную музыку знаем начиная с М. И. Глинки, слышали слова «хорал», «месса», «оратория». А что было до Глинки у восточных славян? Это известно немногим. Предполагают, что существовала народная музыка: песни и народные инструменты. Это правильно.

О духовной музыке знают меньше. А ведь стержнем древнерусской культуры очень долго была вера, именно в храмах рождалась живопись и музыка. Они уникальны. Но если об иконах знают все и во всем мире, то о древней церковной музыке знают очень мало или почти ничего.

А ведь древний знаменный распев был, по словам академика Б. Асафьева, «монументальнейшим сводом мелодических сокровищ». Поговорим просто о фактах, вне оценочных суждений.

Практическое устроение певческого дела связывают с именами святого Феодосия Печерского (1008−1074), одного из основателей Киево-Печерской лавры (ныне Украина), и святителя Кириллы Туровского (1130−1182, Туров, сейчас — Беларусь). Последнего даже называли «русским златоустом».

Знаменное пение, знаменный распев (роспев) — это и есть древнейший тип восточнославянского богослужебного пения.

До сих пор не могут прийти к единому мнению, как сложился знаменный распев. Существуют две полярные точки зрения. Первая — что это совершенно уникальное и самобытное явление, вне всяких внешних воздействий: уже в XI веке церковное пение в Киевской Руси обладало «весьма внушительным объемом своих книг и мелодиями столь твердыми и народными, что они сохранились до наших дней».

Противоположная точка зрения соотносит знаменный распев с византийской традицией. Истина, как водится, посередине, но можно с уверенностью говорить о том, что даже при некоторых заимствованиях образовался оригинальный стиль пения, мало общего имеющий с византийским одноголосием.

Возникло и уникальное нотописание (обозначение нот). Если точно известно, что на Западе «придумал ноты» монах Гвидо Аретинский, то кто «придумал ноты» у восточных славян — неизвестно. Предполагают только, что это случилось приблизительно одновременно с созданием славянского алфавита.

Очевидно, что знаменная нотация не была откуда-то скопирована, а выработана еще в XI веке в Киевской Руси и распространялась уже оттуда, в том числе и дальше на юго-запад.

Итак, церковные песнопения были «положены на знамя» — то есть на своеобразное нотное письмо. Тем самым к изустной традиции передачи музыкальных знаний и практики добавилась письменная.

Знамена, или невмы, могли быть простыми или составными — показывать только высоту звука или целый мелодический ход. Знамена называют еще Крюки (в иностранных языках так и сохранилось — Krjuki, Kryuki). Появились и первые певческие «азбуки» с толкованием символов — знамен (крюков).

У крюков были названия, они замечательные: крюк простой с сорочьею ножкою и подчашием; крюк мрачный с оттяжкою; крюк светлый с подверткою; стопица с очком; переводка с облачком; дербица с точкою; двойная запятая со статьею; скамейца тресветлая; статья с крыжом; змийца со статьей; два в челну с оттяжкою; стрела мрачнотихая с протягненным облачком; стрела трясоповодная; паук со статьей; голубчик борзый.

Свыше 200 знаков, и разве это похоже на до-ре-ми-фа-соль-ля-си? К крюкам добавлялись указательные пометы или киноварные знаки — «ломительная», «качка», «зевок» «воспятогласная кавычка» и другие.

Но это сейчас знаки-крюки выглядят и называются непонятно. Все эти знаменные «ноты» вобрали в себя элементы христианской символики. Тот же «крыж» — крест, и «рисуется» таковым. «Чашка» или «подчашие» — знаменитый символ чаши. У этих «нот» было и более ясное этическое наполнение. Статья — «срамословия и суесловия отбегание». Голубчик борзой и тихий — «гордости и всякие неправды отложение». Два в челну — «двоемыслию отложение».

Знаменные распевы были своеобразным синтезом. Слово и мелодия были едины, именно в единстве они и составляли молитву.

С этим было связано понятие «осмогласие» — система восьми гласов, имеющее определенные черты и употребляющаяся в определенные периоды церковного года. Использование этих гласов символизировало вечность, некий цикл, «круг». И время это — не линейное, это именно круг, вечность.

Фактически прошло тысячелетие с тех пор, как на территории современных Украины, России, Беларуси появился особый вид пения и особый вид записи звука. Однако очень много утрачено. А «нотация» далеко не полностью расшифрована до сих пор. Работа продолжается, в ней участвуют разные специалисты: от медиевистов (специалистов по Средневековью) до математиков.

Но знаменный распев практически исчез из практики церковного пения, сохранившись только в некоторых местах. Причин тому много. Сначала церковная реформа — и после XVII века знаменный распев ушел, уступив место европейскому пению. И запись нот уже велась с помощью знакомых всем пяти линеек и «круглых» нот. Древние традиции исчезли («со всеми своими несметными сокровищами, скрывшимися в океане истории, подобно легендарной Атлантиде»).

Память о них старались сохранить только старообрядцы, живущие сейчас везде по миру. И произошла кардинальная смена самой манеры воcточнославянского церковного пения.

Появилось так называемое партесное пение — а это уже многоголосие (part — часть). То есть когда поют на несколько голосов, а это уже аккорды, рождающиеся по ходу мелодии в разных голосах, это гармонизация, тональность, это уже Европа. Однако родилось партесное пение в братствах Юго-Западной Руси, которые стремились создать нечто отличное от католических песнопений с их «органным гудением». С юга многоголосие пришло в Новгород и Москву.

Появились и ученые трактаты: теоретическо-эстетический труд москвича Иоанникия Трофимовича Коренева «Мусикия» (то есть музыка) и «Идея грамматики мусикийской» киевлянина Николая Дилецкого (1630−1680). Первый писал, что «мусикия есть вторая философия и грамматика», и старался сохранить старое, впитывая новые тенденции с юга. У второго — фактически первый практический учебник по музыкальной композиции. Дилецкий и сам много сочинял, и его «мусикия» исполнялась не одно столетие.

Раз появилось многоголосие — появился хор в современном понимании. Новый стиль, сохранивший тем не менее многие стилистические особенности более ранней музыки. Появилось профессиональное обучение певчих. Если светская музыка долго была «иностранной», то народная и духовная были самобытны и уникальны. «Если скорбь, то не имеющая ничего общего с первичными страданиями… будто здесь озвученные панцирь и броня… тут нет изнеженных чувствований, тут лирика глубоких испытаний, героической железной выносливости и сопротивляемости… мелодии выдержанные, наделенные упругостью пружины», — писал Б. Асафьев.

Неверующему человеку вполне может быть неинтересна тема древнерусского церковного пения. Но ведь с некоторых пор признается высокая художественная ценность икон. Не меньшим культурным достоянием признается древний и ни на что не похожий знаменный распев с его величественной непростой простотой. И исключительно сложным обозначением звуков.

К тому же существовали и другие виды богослужебного пения: кондакарное, столповые распевы, путевой распев, демественное (праздничное) пение.

Многие открытия еще впереди. А Знаменный распев стремились сохранить и использовать в профессиональной музыке уже в XIX веке.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 17:27 24.03.2017 Passdaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Не догадалась

Не догадалась

Юра с Аней обычная пара. Они прожили вместе уже 12 лет. У их подрастали две дочки пяти и четырёх лет. Поженились они, когда Ане было 20, а Юре 26. Роман их развивался быстро, поэтому свадьбу играли по...
Вся польза минивэнов

Вся польза минивэнов

Немалую часть современной инфраструктуры составляют транспортные перевозки. Транспортирование людей и товаров - важная составляющая многих бизнесов и производств. Но стоит также помнить, что транспор...
Создание сателлитов

Создание сателлитов

Настоящий урок идет перед последующими двумя темами, в которых я приведу конкретные методы заработка относительно неплохих денег на абсолютно нулевом интернет ресурсе. Но сейчас я желаю дать несколько...
Лестничные ограждения (перила) из нержавейки. На что обратить внимание?

Лестничные ограждения (перила) из нержавейки. На что...

Изготовление лестничных ограждений (перил) из нержавеющей стали объясняется, как и практическими свойствами так и соображениями эстетического плана. Нержавеющая сталь – универсальна. Эксплуатационные ...
Как выбрать книгу ребенку

Как выбрать книгу ребенку

В настоящее время я все чаще встречаю такое, что родители жалуются, что ребенок совсем не любит читать, не любит книги. В чем причина такой нелюбви? Основных причины я бы выделила две: 1) Р...
Что я ем, или Возможно ли сохранить здоровье?

Что я ем, или Возможно ли сохранить здоровье?

Я есть то, что я ем. (Гиппократ) Ни для кого не секрет, что здоровье нации стремительно ухудшается. Все больше рождается детей с патологиями, у кого-то проблемы возникают позже, обязательно каждый бол...
Может заинтересовать

Замена жидкости ГУР,и удаление воздуха

*вывешиваем передние колеса(подъёмник или поддомкрачиваем передок авто)таким образом снижаем нагрузк...

Автоматизация - это не роскошь, а необходимость

  Свой собственный бизнес в Интернете – это здорово! Это свой, удобный график работы, отсутст...

Правильный выбор грязезащитных покрытий

На вопрос, как же попадает уличная грязь в помещения, любой из нас вполне разумно и обоснованно отве...

Чем удивил Берлин русского путешественника?

Берлин… Это скучный официальный город, подверженный тем же законам и условностям, что и ...

Нужны ли торговые стеллажи?

Для организации прибыльной торговой точки независимо от планируемой занимаемой ею площади, важным эл...

Какие изобретения облегчат нашу жизнь в будущем?

Сегодня мы не представляем себе жизнь без некоторых технических изобретений. Удивительно, что когда-...

Почему фальшивые деньги – зло?

Деньгами мы измеряем все материальное и нематериальное, что нас окружает. Деньги выполняют роль всео...

Вкусные рецепты: ТВОРОЖНОЕ ПЕЧЕНЬЕ "МАКАРОНЧИ

ТВОРОЖНОЕ ПЕЧЕНЬЕ "МАКАРОНЧИКИ"Смешать творог, масло, соль, соду. Потихоньку всыпать муку, чтобы пол...

Вы купили кактус - что дальше? Пошаговая инструкци

В последние годы на прилавках цветочных магазинов в широком ассортименте появились кактусы из питомн...

Михаил Глинка: отчего разбилась фарфоровая душа?

Михаил Иванович Глинка — настоящий титан русской культуры. Его мелодии звучат в лучших ко...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный список полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.