Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей?

Любой культурный фактор нужно рассматривать в рамках породившей его системы. Вырванный из социально-исторического контекста отдельный фактор легко понять ошибочно. О даосизме нельзя говорить вне социокультурного контекста, в котором он возник. Контекстом этим является конфуцианство, без которого, возможно, не было бы и даосизма.

Даосизм возник в 5−4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике).

Главное отличие конфуцианской и даосской культур — отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого». Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность. Его цель — общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения — благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни. Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию — самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме — выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами. Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности — а потому не воспринимаемые как ограничения. Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности — в том числе и отстраненности от собственных страстей. Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное — культурное», «покой — движение», «добро — зло», «субъект — объект» и т. д. И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать. Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам.

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира.

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром.

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности.

Основная же задача даосских практик — позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас. Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий. Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство — это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это — тоже часть нас). Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса. Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий. Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию». Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры — например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия — совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания.

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной — но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей — культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции. Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 17:18 24.03.2017 Passdaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Научимся грязезащите

Научимся грязезащите


Так уж получается, что каждый человек, заходящий в здание, приносит во внутренние помещения грязь и влагу с улицы, а также песок и пыль. После этого и пол внутри помещения становится неприглядным, да ...


Эпоха рок-музыки: начало, движение и современность

Эпоха рок-музыки: начало, движение и современ...


«Это была музыка, которая не только сбежала, но и ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бу...


Изысканный интерьер для офиса за скромные вложения

Изысканный интерьер для офиса за скромные вло...


В наше время все чаще говоришь об одном, а получается обо всем сразу. Вот и эти строки – не исключение, забегая в перед в своем художественном воображении, вынужден признать. Для Вас дизайнерская идея...


Вкусные рецепты: Тыхтынпыш, Булочки с маком, Хлеб

Вкусные рецепты: Тыхтынпыш, Булочки с маком, ...


ТыхтынпышЗамесить некрутое тесто из указанных ингридиентов,положить в п/э пакет и убрать в холодильник на 30 мин. Нарезать мелко лук,перемешать с фаршем добавив соль,перец и мускат. Тесто разделить на...


Какие они - современные Соловки?

Какие они - современные Соловки?


Итак, посетив монастырь и храмы, что следует сделать, конечно, в первую очередь, можно ознакомиться и с самими Соловецкими островами. Погода и природа На карте Соловки можно найти в Белом море, у вхо...


Выгоды написания собственной книги

Выгоды написания собственной книги


Если Вы начинаете заниматься собственным онлайновым информационным бизнесом (или уже занимаетесь им, либо же только собираетесь заняться) – Вам просто необходимо написать хотя бы одну электронную книг...


Стоит прочесть

Гомеопатия

Самый безопасный лекарь для человека – сама природа. Она намного разумнее и старше людей. Испокон веков человечество брало исключительно лучшее от неё, в том числе и исцеление. Однако наш ум &nd...

Психологическая Помощь: Почему опасно откладывать

Любые жизненные проблемы, даже самые мелкие имеют свойство накапливаться и давить всей своей массой на человеческую психику, что в свою очередь приводит к очень негативным последствиям. Они выражаются...

Подбор игрового хостинга

Что такое Игровой хостинг?Хостинг - это аренда места под Ваш сайт на удаленном сервере. Целый сервер обычно берется в аренду под глобальные проекты, стоимость такой аренды доходит до двух тысяч доллар...

Почему Ермолов просил императора произвести его в

Всенародную известность и любовь принес Ермолову 1812 год. Перед войной судьба, наконец, стала к нему благосклонна. Ермолов встретил войну генерал-майором, командиром гвардейской пехотной дивизии. При...

В очередной раз о «бесплатном сыре»

В настоящее время рынок тонировочных и ударопрочных (защитных) пленок стал активно наполняться дешевыми пленками сомнительного качества, зачастую под торговыми марками, якобы зарегистрированными в С...

Будь здоров

Особый интерес эта информация представляет для родителей – небуйлазерная терапия отлично подходит детям. Ведь малыши не любят долго лечиться, часто не умеют полоскать горло и, в целом, отличаются боль...

Как проверить уроки у старшеклассника? Часть 2, пр

Неожиданное для самой себя желание попроверять домашнее задание по алгебре у старшего отпрыска (10 класс) и полученный в итоге результат из растерянности и задумчивости в одном флаконе навел на следую...

Облицовка мрамором: быть или не быть?

Мрамор, пожалуй, один из не многочисленных материалов, который дошел до наших дней и не потерял своей ценности. На протяжении долгого количества времени, наши предки использовали его для отделки бас...

Дух старой Англии живёт в современных часах?

Какие самые знаменитые часы в мире? Стоит лишь на минуту задуматься об этом, и перед глазами сразу предстаёт величавый красавец Биг-Бен, вот уже полторы сотни лет свысока смотрящийся в темные воды Тем...

Страшная статистика

Сегодня хочу предоставить вашему вниманию немного статистики. Официальные документы: "По данным всемирной организации здравоохранения из 50 млн. человек, ежегодно умирающих в мире, более чем у 16 млн....

Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя полный список полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.